Европейские и американские мыслители конца XX века, как известно, спорили о том, назвать ли нашу эпоху перерождением модерна или постмодерном. Однако юридические процессы в сфере защиты интеллектуальных прав, которые происходят последнее время, скорее говорят нам о «сумерках Просвещения».

Мы привыкли ругать российского законодателя за поспешно принимаемые нормативные акты. Но одинок ли он в своём творчестве? На самом деле вовсе нет!

Ещё в 2016 году Еврокомиссия предложила ввести новые правила в законодательство об авторском праве, «адаптировав» закон к цифровой реальности (сарказм: проявляя, как всегда, «заботу» о справедливой оплате труда авторов и правообладателей).

И вот в начале этого года Европарламент соответствующие поправки принял (348 парламентариев «за», 274 «против», 36 воздержались). Дело за малым – поправки должны одобрить страны-члены Евросоюза.

В чем же суть реформы?

Правила, регулирующие авторское право в ЕС, были приняты в 2001 году. Представьте: нет Youtube (никто не загружает видео с любимой музыкой), нет Google (в сниппетах нет отрывков из газетных статей), нет Instagram (никто не «тырит» картинки, чтобы загрузить их к себе на страницу).

Новые правила не будут касаться компаний, основанных меньше трех лет назад, имеющих менее 10 млн евро годовой прибыли и менее 5 млн пользователей ежемесячно.

Они предлагают несколько поправок:
1. Интернет-платформы должны платить изданию, если обнародуют часть его публикации в виде сниппетов.
2. В случае нарушений авторского права владелец платформы несёт ответственность за контент с момента его загрузки.
3. Чтобы препятствовать загрузке «плохого» контента, устанавливаются фильтры (Upload Filter) – программы, проверяющие весь контент и препятствующие его размещению.

Представили? Фильтры должны распознавать цитаты, пародии, мемы. Установить их смогут только крупные концерны (они ведь приличные деньги стоят!). Ну и как же не вспомнить про цензуру?

Что будет дальше? Поживём, увидим. А пока крупные издательские дома в Европе потирают руки в предвкушении того, как онлайн-агрегаторы и социальные сети (типа Facebook) будут платить СМИ за повторное использование их материалов

Добавить комментарий